Откровение - 2000 Первая книга Моисея: Бытие |
Архив |
|
Введение ------------Путь Изгнания ----------- План Возвращения ПЛАН ВОЗВРАЩЕНИЯ Авраам История отношений Аврама и Господа, человека и Бога, земного отца народов
и Отца Небесного, полна глубочайшего смысла и имеет огромное значение
в раскрытии замысла Божьего и, в то же время, является показателем того,
какими могли бы быть отношения людей с Господом. Аврам родился в третьей
семерке в шестом поколении. В шестой день Господь сотворил «диких зверей,
домашних животных и всех мелких ползучих тварей» и человека. Человек в
этот день оправдал ожидания Господа, ибо Господь сказал, что «все это
очень хорошо». Таким образом, выбор духовных дорог перед Аврамом был очень
широк. В судьбе Аврама преломились, по воле Господа Всемогущего и Единого,
три эпохи человечества: прошлое – от Адама, современное ему – обетование
о создании избранного народа, и будущее – Путь Возвращения, учение о котором
Господь только дает человечеству. С другой стороны, Аврам несет в себе,
как прообраз духовных вождей человечества, исторические и духовные черты
разных личностей. С полной определенностью можно сказать, что Аврам не
принадлежал себе, он принадлежал Богу и, по Его воле, будущему человечеству.
С Аврама Господь начинает осуществлять план по Возвращению человечества
к Богу, план Спасения человечества. И сказал Господь Авраму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего
и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу
от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь
ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих
тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные». И сказал Аврам Лоту: «Да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево». (Быт. 13, 8-9) Способы решения спорных вопросов, возникающих между людьми, являются
одним из главных показателей духовного развития, испытанием для человека.
В подходе к решению этого спора видно все отношение Аврама к людям, в
основе которого лежит принцип мирного урегулирования. Предлагая на выбор
Лоту пастбища, Авраам, ради сохранения хороших отношений, готов поступиться
своими интересами, хотя разница в положении Лота и Аврама очень велика. «… встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее и потомству твоему навсегда». (Быт. 13, 17) Жизнь Аврама (и Авраама) прообразует, в какой-то мере, будущую жизнь
его народа: выход из Ура – прообраз исхода из Египта, а странствование
по земле – прообраз сорокалетнего хождения по пустыне. Необходимо отметить,
что «долгота» это расстояние с востока на запад, а «широта» - с севера
на юг. Когда Аврам, пророк, встречает Мелхиседека, священника Бога Всевышнего,
и отдает ему «десятую часть из всего», то это говорит о том, что Аврам
увидел в Мелхиседеке святость такого уровня, что безоговорочно признал
его священство. Тот факт, что Мелхиседек вынес хлеб и вино, атрибуты будущего
христианства, а не устроил жертвоприношение вместе с Аврамом, говорит
о том, что он уже в то время находился в духовном состоянии, которое соответствует
открытию Святого Скинии собрания. Как и Ной, увидевший, что путь Господень
есть благо для человечества, Мелхиседек это давно видел и знал. Но, в
данном случае, Мелхиседек увидел, что Авраам выбирает пути в единстве
с промыслом Господним, и именно это единство он и благословляет. Но Аврам посетовал: Владыка Господи! Что Ты дашь мне? Я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: «Вот Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой». И было слово Господа к нему, и сказано: «Не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал ему: «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их». И сказал ему: «Столько будет у тебя потомков». Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. (Быт. 15, 3-7) Таким образом, появление духовного человека начинается с подчинения
своей животной основы, что приводит к добродетельным поступкам и переходит
в праведную жизнь, а на этой основе базируется вера в Господа. И обратно,
если есть вера, то человек добродетелен и живет праведной жизнью. Господь заключает завет с Аврамом и, в соответствии с заветом, обещает
отдать эту землю его потомству. Но в этом завете Аврам представляет три
отдельных договора: завет с Аврамом, завет с Исааком и завет с Иаковом,
что подтверждается трехкратными жертвами – телицами, козами и ягнятами.
Эти три завета прообразуют три этапа возвращения человечества к Богу.
То, что далее в качестве жертв берутся всего две разных птицы, свидетельствует
о различной духовной судьбе этих заветов. Участие в виде жертв только
одной горлицы и одного молодого голубя свидетельствует, что они представляют
только одну сторону, а именно, сторону Господа. Смысл введения в жертву
горлицы и молодого голубя тот же, что и смысл трехкратного полета голубя
из ковчега Ноя. Три этапа Возвращения человечества к Богу, историческими
прообразами которых являются заветы с патриархами: Авраамом, Исааком и
Иаковом, характеризуются разной степенью связи человечества с Господом
и, соответственно, возможностью сохранить на себе Дух Божий. Знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут сюда с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась. (Быт. 15, 13-16) Отсюда следует, что для беззаконий существует «мера», при превышении
которой, народ наказывается, как будут наказаны аморреи в будущем за свои
грехи, и как будет наказано человечество. В тот день Господь впервые появился перед Аврамом в виде столба дыма
и огня, дал обещание и заключил соглашение с ним о том, какую землю Он
отдаст потомкам Аврама. Именно такое Божественное Присутствие будет проявляться
на глазах потомков Аврама десятки лет. Вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. (Быт., 16, 2) Аврам послушался свою жену, и послала Сара к нему служанку, египтянку Агарь и зачала она. Когда же Агарь зачала, то возгордилась и стала презирать Сару, свою госпожу. Когда же Сара стала наказывать ее, Агарь убежала от нее. И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника
на дороге к Суру. И сказал ей Ангел Господень: «Агарь, служанка Сарина!
Откуда ты пришла и куда идешь?» Она сказала: «Я бегу от лица Сары, госпожи
моей». Ангел Господень сказал ей: «Возвратись к госпоже своей и покорись
ей». Агарь, убежав от Сары, нарушила Божье Предопределение о том, что от ее
сына произойдет большой народ и то, что Измаилу, в будущем, предстояло
еще очень многому научиться от отца своего, Аврама, поэтому Ангел Господень
возвращает ее к Саре. Измаил станет родоначальником племен, которых впоследствии
будут называть арабами, и которым уже было уготовано Богом исповедовать
Ислам. Об этом предопределении говорит тот факт, что апостолу Павлу было
запрещено проповедовать среди арабских племен. Ислам является одним из
четырех духовных течений, прообразом которых являются реки, чьи воды,
слившись, орошали Эдем. Мы уже отмечали, что Аврам принадлежал к шестому поколению третьей семерки.
Что же означает изменение высшим Божественным Проявлением – Богом Всемогущим,
имени Аврама? Это означает то, что Аврам своей праведной жизнью, по воле
Бога, родил в себе самом нового человека – Авраама, человека благословенного
седьмого поколения и отныне Авраам принадлежит седьмому поколению. Изменение
имени свидетельствует о том, что Авраму, человеку историческому, предстоит
теперь, по воле Господа, стать Авраамом и исполнить великое духовное предназначение.
Изменение имени Аврам на Авраам свидетельствует, что Божественный план
по Возвращению человека к Богу вступает в силу. Бог Всемогущий может появиться
в жизни человека только один раз - на переломе судьбы, когда это изменение
судьбы связано с будущим человечества. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой. (Быт., 17, 14) Господь формирует единый духовный уровень сознания еврейского народа, и необходимым условием вхождения в этот духовный уровень служит обрезание – жертвенное очищение. Поэтому человек, не совершивший обрезания, не принадлежит к этому духовному единству, он отделен, он не связан со всеми теми обетованиями, которые Господь дал еврейскому народу. Он чужой. Словом с обратным значением слову «истребится» является «прилепится», которое Моисей употребляет во Второзаконии для обозначения соединения, вливания в единое духовное состояние народа с Господом. И сказал Бог Аврааму: « Сару, жену твою, не называй Сарою, но
да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю
ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее». Бог обещает Аврааму дать сына от Сарры, с которым Он также заключит завет,
а через него со всеми его потомками. Таким образом, подчеркивается, что
путь И о Измаиле Я услышал тебя: «Вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ». (Быт., 17, 20) Благословение Бога было на Измаиле, и у него родилось двенадцать сыновей,
которые дали множество потомков, превратившихся в многочисленный народ. И сказали ему: «Где Сарра, жена твоя? Он отвечал: «Здесь, в шатре». И сказал один из них: «Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей». (Быт. 18, 10) Сарра все это слышала и сказала про себя: Мне ли, когда я состарилась, сие утешение? И господин мой стар. Когда Авраам пошел проводить их И сказал Господь: «Утаю ли Я от Авраама, раба Моего, что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом все, что сказал о нем». (Быт. 18, 17-19) В словах «Утаю ли Я от Авраама, раба Моего, что хочу делать!» открывается
как цель творения человека Богом, так и высшие этические принципы, которыми
Бог руководствуется. Человек должен стать участником, помощником в творческой
деятельности, и Господь уже сейчас учит человека на его собственных ошибках.
Господь называет Авраама своим рабом, и в устах Его это является высшим
проявлением правильности и полноты восприятия Авраамом повелений и намерений
Господа. Уровни полноты этого восприятия обозначаются как «сын», «слуга»
и «раб». И сказал Господь: «Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю». (Быт. 18, 20-21) Как уже отмечали выше, для людей существует определенный предел греха,
«мера беззакония», а здесь даже этот предел превышен: «грех очень тяжел». Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? (Быт. 18, 23) Часто робкий по натуре, Авраам, движимый тем, что является основой его как человека – любовью и состраданием к людям, преодолевая свой страх, умоляет Господа пощадить людей, понижая число праведников снова и снова. Вот, я решился говорить Владыке, я прах и пепел; (Быт. 18, 27) Он боролся за жизни людей, пока, после десяти праведников, Господь не
оставил его. И были наказаны эти города: огонь, как некогда потоп, уничтожил
их. Только Лот с дочерями своими был спасен. И призрел Господь на Сарру, как сказал: и сделал Господь Сарре как говорил. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог; и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак; и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог. (Быт. 21, 1-4) От Адама Исаак должен был родиться в благословенном седьмом поколении,
но изменение имени Аврама, по воле Господа, перевело его в первое поколение.
И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Всю жизнь Авраам был послушен Богу и этим заслужил себе великую награду
- Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. (Быт. 22, 3) Авраам не сказал ни единого слова, встал и пошел, и пришел на третий
день. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына
своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. Исаак говорит: «Отец мой!», а мы слышим: «Боже Мой, Боже Мой! Почему
Ты покинул Меня?» Пророческие слова Авраама: «Бог усмотрит себе агнца
для всесожжения, сын мой» соединили в себе два исторических и духовных
момента – настоящее с, может быть, неосознанным ближайшим будущим, и момент
далекого будущего – другого жертвоприношения, когда Бог сам пошлет Агнца
для приношения, во искупление людских грехов прошлых поколений и очищение
современного Ему. С Авраама Господь начинает первые четыре этапа Возвращения человечества
к Богу. Все предыдущее время существование человечества приносило Господу
только разочарования, потому что люди уходили все дальше и дальше от Бога,
хотя и среди них находились праведники. И Господь, провидя будущее, может
быть, решает, заслуживает ли человек, чтобы его за руку вели по дороге
Возвращения. Ибо Господь знает, чтобы спасти одних, необходимо принести
в жертву других. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся
в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение
вместо Исаака, сына своего. ( Быт. 22, 13) Пережитое оставило глубочайший след в душе Исаака на всю жизнь, и он стал называть Бога именем Страх. Благословение, данное Богом Аврааму, распространилось и на его родственников: у брата Авраама Нахора, не имевшего детей, начали рождаться сыновья. Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем. (Быт. 24, 1) Авраам, начав свою жизнь с поисков истинного Бога, прошел огромный духовный
путь. Он, по воле Господа, прошел все земли, которые Господь обещал отдать
его потомкам, и в местах, где он останавливался надолго, он сооружал алтари
для приношения всесожжений. Первый из них он соорудил недалеко от Сихема,
вблизи дубравы Море, второй – между Вефилем и Гаем, третий – недалеко
от Хеврона, вблизи дубравы Мамре. Затем Авраам вырыл колодец в Вирсавии
и посадил там дерево, «у которого молился Господу, Богу Вечному». Дела
Авраама показывают, что он знал от Господа весь путь Возвращения, так
как именно об этом говорит число построенных жертвенников, равное числу
жертвенников Скинии и вырытый колодец (очищение водой – предвестник Христова
Крещения). Был сооружен также алтарь для всесожжения Исаака, в стране
Мориа, на Голгофе, где закончится крестный путь Иисуса Христа. В душе
Авраама естественно уживалось служение Богу и людям, потому что он не
только старался защитить людей, но везде и всегда проповедовал веру в
Истинного Бога. Господь, Бог неба и Бог земли, Который взял меня из дома отца
моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и который клялся
мне, говоря: «Тебе и потомству твоему дам сию землю» – Он пошлет Ангела
Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему Исааку оттуда; (Быт.
24, 7) Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему. (Быт. 25, 7)
По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. (Быт. 25, 11) Исаак женился в 40 лет на девушке, которую предназначил для него Господь. И молился Исаак Господу о Ревекке, жене своей, потому что она
была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: «Если так будет, то для чего мне это?» И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему». И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. (Быт. 25, 22-26) Значение рождения Исава и Иакова состоит в том, что они, во-первых, послужили
родоначальниками больших народов, а, во-вторых, как Исаак в своем жертвоприношении
явился прообразом Иисуса Христа, принесшего Искупление и Очищение людей
от грехов, так рождение и жизнь Иакова несут в себе тайну судьбы не только
для израильского народа, но и для всего человечества. В судьбах Исава
и Иакова показан духовный и исторический раскол потомков Авраама на языческий
и богоизбранный народ. Так как этот раскол произошел после Исаака, то
и на пути Возвращения этот раскол будет преодолен только Иисусом Христом,
прообразом которого является Исаак. Иисус Христос, по воле Господа, откроет
языческим народам, в том числе и потомкам Исава, путь к Богу. В жизни
Иакова, также как и в жизни Авраама, преломились образы исторических и
духовных деятелей, разнесенных временем на тысячи лет. И сейчас, в наше
время, во исполнение Промысла Божия, встают патриархи древности, указывая
духовный путь человечеству и определяя исторические судьбы людей. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: «Дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал». От сего дано ему прозвание: Едом. Но Иаков сказал Исаву: «Продай мне теперь же свое первородство». Исав сказал: «Вот, я умираю, что мне в этом первородстве?» Иаков сказал ему: «Поклянись мне теперь же». Он поклялся ему, и продал Исав первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородством. (Быт. 25, 29-34) Мы видим, что у Исава право первородства это просто доля богатства отца, а у Иакова право первородства не столько связано с богатством отца, сколько с благосклонностью Господа и продолжением рода. Он знал историю своего деда и жизнь своего отца и, естественно, связывал свою будущую жизнь с помощью Бога, Бога его деда и отца. Поэтому отказ Исава от своего права первородства давал ему моральное право стать продолжателем рода, тем более, что Исав равнодушно относился к родовым преданиям и ценностям, а расположение Господа было главной ценностью первородства. Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. Господь явился ему и сказал: «Не ходи в Египет, живи в земле, о которой Я скажу тебе, странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву Мою, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам, отец твой, послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои». Исаак поселился в Гераре. (Быт. 26, 1-6) То, что Исаак пережил в детстве глубокое потрясение, сильно изменило
его. Страх перед Богом навсегда поселился в его душе, и так он и называл
Бога – Страх. Но страх заставляет лишь исполнять волю Бога, но никогда
не способствует движению навстречу Ему, душевной потребности в нем, какая
была у его отца Авраама. Поэтому и Господь говорит, что Он выполнит все
свои обещания ради праведной жизни Авраама. В этом обращении Господа к
Исааку впервые появляется разделение Его требований к людям на три части:
называемые здесь, как повеления, уставы и законы. Обратим внимание на
то, что в словах Господа о человеке, Аврааме, говорится: «Авраам соблюдал
повеления, уставы и законы». Таким образом, путь к Богу начинается с выполнения
более простых требований, и лишь затем, по мере укрепления духа в человеке,
к нему предъявляются более строгие требования. И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во
дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама,
отца его; и назвал их теми же именами, которыми назвал их Авраам, отец
его. (Быт. 26, 18) Иисус сказал ей в ответ: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». (Иоанн. 4, 13-14) И, как пастухи Герарской долины и местные жители спорили со слугами Исаака
из-за воды, так и священники и книжники вели непримиримую борьбу с Иисусом
Христом и его учениками, хотя учение Его едино с Писанием. Но, как Исаак
не только очищал старые колодцы Авраама, но и рыл новые, так и Иисус Христос
принес в мир новые истины, новые духовные ценности, с которыми человечество
сделало следующий шаг в своем духовном развитии. Крещение Христово есть
преодоление последствий потопа: таинство, при котором вода, очистившая
землю от скверны греха, очищает и дает возможность новой духовной жизни
отдельному человеку. Жертва Иисуса Христа искупила грехи допотопного человечества
и очистила новый духовный уровень, но не искупила грехи Каина, Адама и
Евы. Христос же своей жертвой, дает людям возможность войти в допотопное
духовное состояние, которое характеризуется большей близостью к Господу
и большей связью с Ним. Насколько была близка эта связь, свидетельствовало
то, что Дух Божий снизошел сразу на многих людей, как и в ветхозаветные
времена странствий по пустыне. Потоп произошел по воле Бога из-за того,
что «мера беззаконий» людских исполнилась, «ибо всякая плоть извратила
путь свой на земле». Бог же, в милосердии Своем, посылает Иисуса Христа,
а он добровольно идет принять на себя грехи большей части человечества,
чтобы смертью своею уничтожить их. Только очищение человечества от греха
даст возможность ему перейти в новое духовное состояние. Грех человека
и грех народа (человечества) – это разные категории, поэтому надо четко
понимать, что жертва Иисуса Христа искупила и очистила не грехи каждого
отдельного человека, а грехи коллективного сознания части допотопного
человечества. Был очищен духовный уровень допотопного человечества для
того, чтобы его снова можно было занять. «Сын мой!» Тот сказал ему: «Вот я». Исаак сказал: «Вот, я состарился;
не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук
твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое
я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде
нежели умру». Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву.
И пошел Исав в поле достать и принести дичи; Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий; может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение. (Быт. 27, 11-12) На что Ревекка ответила ему: Мать его сказала ему: «На мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне». (Быт. 27, 13) Она настояла на обмане и, приготовив кушанье, взяла одежду Исава и надела ее на Иакова, а взяв шкуры козлят, обернула ими руки и шею Иакова. Он вошел к отцу своему и сказал: «Отец мой». Тот сказал: «Вот
я; кто ты, сын мой?» Иаков сказал отцу своему: « Я Исав, первенец твой;
я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила
меня душа твоя. (Быт. 27, 18-19) Праведные дела не произрастают на обмане, и Иаков был наказан. Он вынужден
был бежать из родного дома и нищим пришел к Лавану, также был обманут
в темноте шатра, когда получил Лию вместо Рахили и вынес более двадцати
лет рабского труда. Тяжелым трудом и смирением искупал Иаков грех свой.
Но когда Господь увидел его смирение и покорность, то Он вернул ему милость
свою, подарив ему многочисленное потомство. Двенадцать сыновей по благословению
Божию есть символ полноты и особой судьбы будущего потомства. Господь
также проявил свою милость к Лие, дав ей много сыновей, в то время как
сердце Иакова принадлежало Рахили. И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: « Вот, от тука земли
будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим
и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и
свергнешь иго его с выи твоей». Вспомним, что Каин человек второго поколения после Адама, а Исав человек
второго поколения четвертой семерки. Прошло двадцать одно поколение, но
проклятие живо в каждом человеке, и стоит только поддаться гневу, оно
тут же возрождается и овладевает человеком. Вот и в Исаве проснулся Каин
и нашел свою жертву, ведь Иаков, как и Авель был пастухом. Я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь? (Быт. 27, 46) Исаак позвал Иакова и благословил его: Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, и да даст тебе благословение Авраама, отца моего, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму! (Быт. 28, 3-4) и отправил его к Лавану с наказом жениться на одной из его дочерей. Иаков На пути из Вирсавии в Харран Иакова застал заход солнца, и он, выбрав место для ночлега, подложил себе под голову камень и заснул. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии, восходят и нисходят по ней. И вот, Господь на ней стоит и говорит: « Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе». (Быт. 28, 12-15) Лестница Иакова – под таким названием это видение вошло во все книги. Содержание клятвы Иакова прекрасно его характеризует. Для нас наиболее
странным может показаться ее начало, в котором ставится условие Богу,
что с нашей точки зрения является верхом дерзости. Но во времена Иакова,
когда язычники поклонялись сотням различных «богов», такой прагматический
подход был обычным делом. Во всем остальном Иаков чрезвычайно скромен. И встал Иаков и пошел в землю сынов востока (к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава). И увидел: вот, на поле колодезь, и там три стада мелкого скота, лежавшие около него, потому что из того колодезя поили стада. Над устьем колодезя был большой камень. Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец; потом опять клали камень на свое место, на устье колодезя. (Быт. 29, 1-3) Мы уже говорили, что Иаков искал Бога и встретился с Богом. Но разве
после этого поиски прекращаются? Нет, конечно, они приобретают новый смысл.
Исчезают ошибочные представления, возникают новые, более близкие к истине.
Каждое такое откровение не только отвечает на какие-то вопросы, но и ставит
новые. Так и Иаков, после встречи с Господом, с новыми силами продолжал
свой путь. Куда же он шел? Иаков-человек шел к Лавану, Иаков-вождь духовный
направлялся в «землю сынов востока», где Господь Бог посадил на востоке
сад. Он шел туда, откуда изгнали человека, шел по дороге Возвращения,
по той дороге, которую Господь открыл Аврааму, и по которой Авраам прошел
свою часть пути, а потом свою часть прошел и Исаак. Господь четыре раза
изгонял человека от себя все дальше и дальше, но Он оставил и путь Возвращения
ему, путь в начало Творения, также состоящий из четырех этапов. Но, очевидно,
далее должны быть другие этапы, реализующие предназначение человека, этапы
воплощения замысла Божьего, то для чего создан был Адам. И сказал Иаков: «Вот, дня еще много; не время собирать скот; напоите овец и пойдите, пасите». Они сказали: «Не можем, пока не соберутся все стада, и не отвалят камня от устья колодезя; тогда будем мы поить овец». (Быт. 29, 7-8) Жизнь продолжается, рано еще пугать людей концом света, еще светит солнце, отвалите камень с колодца истины – Священного Писания, ведь еще есть время учить и спасать людей. Но глас Иакова – глас вопиющего в пустыне. Это об этих пастухах сказал пророк: Услышите, но не поймете, увидите вблизи, но не научитесь. (Ис., 6,9) Пока день и свет истины окружает людей, надо пить из животворного колодца, чтобы Господь не сказал: Мой народ погиб из-за неведения. Как ты не желал узнать, так и Я не желаю, чтобы ты был моим священником; как ты забыл закон твоего Бога, так и я забуду твоих детей. (Ос., 4, 6) Слова пророка говорят о том, что Учение, данное Господом, есть учение
живое, и человечество, как ребенка, Господь учит в соответствии с возрастом
и развитием. Главная задача священника это знать путь и вести по нему
народ. Если священник этого пути не знает, то народ не просто тысячу лет
простоит на месте, но пойдет назад, потому что отрока нельзя кормить тем
же, чем младенца. О каком же «забытом законе» говорит пророк? Во Второзаконии
Моисей, обращаясь к народу Израиля, так передал волю Господа: «Слушать
Господа, хранить и исполнять заповеди, законы и постановления». Этими
словами дано множество уровней отношений человека с Богом. Человек может
исполнять, исполнять и хранить, исполнять и хранить и слушать Господа.
«Слушать» понимается как воспринимать Божественное Присутствие в мире,
осознавать и руководствоваться Его проявлениями. Именно этот уровень отношений
и вменяется в обязанность священникам. Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль (дочь Лавана) с мелким
скотом отца своего, потому что она пасла (мелкий скот отца своего). Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Лавана, брата матери своей. (Быт., 29, 10) Большой камень на колодце истины (которым была закрыта истина Священного
Писания) мог быть сдвинут только усилиями всех пастырей вместе, но они
и не пытались никогда его сдвинуть. Этот камень закрывал источник истины
и оставлял народ и самих пастырей в неведении. Но тысячи лет назад Господь
провозгласил, что пришлет человека, который, по воле Его и духом Его,
откроет колодец, напоит овец, и будет пасти стадо. И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота и крупного скота, и рабынь и рабов, и верблюдов и ослов. (Быт., 30, 43) За это время в полной мере проявилось обещание Господа о многочисленном
потомстве, данное Аврааму, Исааку и Иакову. У Иакова рождается одиннадцать
сыновей и дочь. Сыновья Лавана завидуют богатству Иакова. Иаков, по своей натуре, был смиреннейший человек, отвращение к насилию у него было врожденным. Это отвращение к насилию настолько было сильным, что окружающие могли принять его за трусость, хотя трусом он ни в коем случае не был. И в случае с Лаваном Иаков принимает решение убежать от него с семьей, с детьми, со всеми своими стадами. Он говорит о своем намерении женам, и они поддерживают его и уходят с ним. Лаван узнает о бегстве и, пустившись в погоню со своими людьми, вскоре нагоняет Иакова, но Господь, явившись Лавану во сне, предупреждает его: Берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого. (Быт., 31, 24) Лаван вынужден оставить свои намерения отобрать у Иакова дочерей, внуков
и скот, но он не хочет расставаться с идолами, которых украла Рахиль тайком
от Иакова. Но все поиски их напрасны и они остаются у Рахили. Лаван предлагает
заключить договор, и в знак своих мирных намерений они наложили груду
камней, обозначив границу своих земель. Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их.
Иаков поклялся страхом отца своего Исаака. (Быт., 31, 53) Иаков тоже отправился в путь, предварительно послав вестников к Исаву с просьбой принять его. Сообщение о том, что Исав идет ему навстречу, и что с ним четыреста человек, испугала Иакова, и он обратился к Богу: И сказал Иаков: «Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака,
Господи Боже, сказавший мне: «Возвратись в землю твою, на родину твою,
и Я буду благотворить тебе! Недостоин я всех милостей и всех благодеяний,
которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан,
а теперь у меня два стана. Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава,
ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня и матери с детьми. Ты сказал:
«Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как песок морской,
которого не исчислить от множества». И остался Иаков один. И боролся некто с ним до появления зари; и увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал ему: «Отпусти меня, ибо взошла заря». Иаков сказал: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». И сказал: «Как имя твое?» Он сказал: «Иаков». И сказал ему: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Спросил и Иаков, говоря: «Скажи мне имя Твое». И Он сказал «На что ты спрашиваешь о имени Моем? Оно чудно». И благословил его там. (Быт., 32, 24-29) Рассмотрим это одно из самых важных и таинственных мест Писания вместе
с обращением Иакова к Богу. Иаков обращается к Богу «отца моего Авраама!»
и Богу «отца моего Исаака!» за помощью, с просьбой защитить его и семью
от Исава. И вот, вместо помощи, приходит Некто, Бог Неизвестный, вступающий
с Иаковом в борьбу с неизвестным исходом. Совершенно ясно, что под борьбой
понимается борьба духовная, так как физическая борьба человека с Богом
есть явление совершенно немыслимое. Но даже духовная борьба, в которой
выстоял Иаков, кончилась физическим поражением: у него было поражено бедро.
С другой стороны и духовная борьба человека с Богом совершенно немыслима,
вспомним Вавилонскую башню. Так как во время Иакова настоящее было уже
определено, и все обетования были отданы Иакову, и Моисею предстояла встреча
с Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова, а не Богом Авраама, Богом
Исаака и Богом Исава, то можно сделать предположение, что в ту темную
ночь решался вопрос о том, кто будет в будущем открывать «колодец»: духовный
потомок Иакова, или духовный потомок Исава? Обратим внимание, что Иаков
предвосхитил судьбу своих потомков, он пережил изгнание, а сейчас шел
период возвращения на родину предков, и именно на этом пути он «боролся
с Богом». Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова! Так скажи сынам Израилевым: «Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род». (Исх., 3, 15) «Бог отцов ваших», ибо Он един, а «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова»,
потому что эпохи, связанные с именами людей, чьими прообразами являются
Авраам, Исаак и Иаков хотя и решают одну задачу: Возвращения человечества
к Богу, но разнесены по времени на тысячи лет. « … я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя». И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. (Быт., 32, 31) Солнце в тот момент освещало не только Иакова, но и будущих его потомков,
вышедших из Египта, людей собравшихся слушать Нагорную проповедь Иисуса
Христа, и других людей, в еще более отдаленном будущем. И сказал Иаков Симеону и Левию: «Вы возмутили меня, сделав меня
ненавистным для всех жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня
людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и
дом мой». (Быт., 34, 30) «… проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове, и рассею их в Израиле». (Быт., 49, 7) Это проклятие полностью сбылось. Потомки Левия стали священниками, не имели собственной земли и были рассеяны по всему Израилю, название которого пророчески прозвучало в устах Иакова. Но свое верностью Господу потомки Левия, фактически исполнив пророчество, в рассеянии принесли благословение народу Израиля, так как они стали учителями Закона для народа. Судьба же колена Симеона вообще не известна. Вскоре Бог сказал Иакову: Встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу,
вившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего. И сказал Иаков
дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас,
и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там
устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и
был со мною и хранил меня в пути, которым я ходил. И отдали Иакову всех
богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал
их Иаков под дубом, который близ Сихема. И явился Бог Иакову (в Лузе) по возвращении его из Месопотамиии, и благословил
его, И сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться
Иаковом, но будет имя тебе: Израиль». И сказал ему Бог: Один раз в жизни, когда патриарх исполнил предназначенное ему Богом
на земле, является ему Всемогущий Бог, благословляет его, меняет ему имя
и обещает его потомкам землю и великое будущее. Одним из следствий изменения
имени является усиление пророческих способностей. К Аврааму Всемогущий
Бог явился в девяносто девять лет, когда Он заключил соглашение с Авраамом
и его потомками, изменил ему имя, пообещал ему многочисленное потомство
и землю, и навеки быть Богом Авраама и его потомков. Авраам, в свою очередь,
поклоняется единственному Богу и, в знак этого соглашения, всем детям
мужского пола должен делать обрезание. И вот, когда Иаков заставил всех
членов своей семьи, всех слуг и рабов расстаться со всеми идолами, когда
он утвердил свою веру не только в сердце у себя, но и у своих ближних,
Всемогущий Бог благословляет его, изменяет ему имя и обещает землю и великое
будущее его потомкам. И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем.
Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили
до сего дня. (Быт., 35, 19-20)
История человечества и события, прообразом которых послужила жизнь Иосифа лежит в далеком прошлом и в далеком будущем. Мы же попробуем коснуться этих событий в той мере, в которой вразумит нас Господь. Итак Иаков жил в земле странствования отца своего Исаака, в земле Ханаанской. (Быт., 37, 1) Как сам Иаков, так и все его дети были пастухами. Они перегоняли стада
с места на место в поисках хороших пастбищ, удаляясь от дома порой на
большие расстояния. Вспомним, что Авраам был скотоводом, а животных Бог
сотворил в шестой день; Исаак – земледельцем, растительный мир сотворен
в третий день; Иаков же был пастухом, а пастух всегда в Писании рассматривается
как пастырь, как священник. Мы уже отмечали, что порядок событий и действий,
порядок расположения предметов играет огромную роль в раскрытии смысла
Писания. В данном случае, движение от животного мира к растительному и
пастушеское (пастырское) служение означает приближение к Богу, то есть
к Истине. Если рассматривать духовное движение человечества (Возвращение),
то сначала людям был проповедан Иудаизм, который Господь дал через Моисея,
и который прообразно связан с жизнью Иакова, затем проповедано Христианство,
связанное с жизнью Исаака, и которое Бог дал через Иисуса Христа, и в
начале данного тысячелетия будет проповедано новое учение, связанное прообразно
с Авраамом. Если соотносить эти вероисповедания с дорогой духовного Возвращения
к Богу, то Иудаизм вводит нас во времена после потопа, но до Вавилонского
рассеяния: Бог лишил людей духовного единства и рассеял их, и только Он
может возродить в людях утраченное. Христианство вводит нас в допотопные
времена: вода очистила землю от грешного человечества и, она же, в Крещении
Христовом очищает человека от греха. Смерть и Воскресение Иисуса Христа
есть преодоление смерти допотопного человечества, искупление грехов его,
очищение части современного Ему человечества от греха и подъем его на
новую духовную ступень. Новая Истина, связанная с Авраамом, который послужит
прообразом следующего искупителя грехов человечества - греха Каина, даст
возможность людям подняться в духовном отношении еще выше: вернуться во
времена до убийства Авеля, ибо, как сказал Господь: «Я взыщу с вас кровь
за ваши жизни». Эта жертва своей кровью очистит часть современного ему
человечества, в первую очередь ту, которая связана с творчеством, и только
это очищение даст возможность людям принять новую Истину. А во времена
далекого будущего, если человечество своими смертными грехами прежде не
вызовет новой духовной катастрофы, на очереди четвертый шаг, явление Мессии
и Пророка, прообразами которых были Моисей и Аарон, и которые введут человечество
во времена до грехопадения Адама. Этот шаг даст возможность людям вернуться
к первородной духовной близости к Богу! Чья кровь прольется во имя Очищения
– великая тайна Господня! Под словом «вводит»: Иудаизм вводит, Христианство
вводит, …, следует понимать, что людям лишь показывается путь и дается
возможность перейти на новую духовную ступень, причем возможность дается
как человеку, так и каждому народу и человечеству. Удержится ли человечество
на этой ступени, зависит далее только от него. Праведник будет спасен,
в рамках какой бы веры он не находился, задача Возвращения – спасти человечество,
ибо для спасения его, как во времена Содома и Гоморры, праведников может
и не хватить! То, что категории человека и народа различны, особенно подчеркнуто
системой очистительных жертв в иудаизме. Но вернемся к Иосифу. Как уже отмечалось, жизнь каждого из ветхозаветных патриархов определяется
преломлением исторического и духовного движений не только их самих, но
и влиянием судеб тех лиц из будущего, прообразами которых они являются.
В свою очередь, судьбы этих людей из будущего, которые по воле Господа,
встанут на исторической арене, чтобы привести свои народы, или человечество
в целом, на новую духовную ступень, и задачи ими решаемые, в главном уже
определены жизнями и судьбами патриархов. Поэтому историческая канва событий
эпохи церкви Возвращения просматривается в жизни Иакова-Израиля, а духовная
в жизни Авраама. И видел он еще другой сон и рассказал его отцу своему и братьям своим, говоря: «Вот я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне». (Быт., 37, 9) Вспомним, что свет есть истина, а тот свет, который Бог создал в первый день, есть Божественная истина. В четвертый день Бог создал источники света – солнце, луну и звезды. Они должны властвовать над днем и над ночью и отделять свет от тьмы. Церковь, которая будет создана, то есть Церковь Возвращения – церковь Духа и Истины, в основе которой будет лежать знание, данное Господом. Церковь есть духовный уровень в коллективном сознании. Цель ее ввести человечество в состояние духовной близости к Богу, которая существовала до убийства Авеля, путем совершенствования духовной природы человека и познания Истины. Насколько близки были люди с Богом, нам говорит крик Каина: « … вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле;» (Быт., 4, 14) Таким образом, хотя семья Адама была изгнана из Эдема, было разрушено
единство всего живого, но общение с Богом не прекратилось, и Он был рядом
и оставался главным источником жизни и Духа. Только в момент изгнания,
когда Каин пал на духовный уровень ниже, он осознал, что он теряет! Братья его досадовали на него, а отец его заметил это слово. (Быт., 37, 11) Однажды, когда Иаков послал Иосифа к братьям в Сихем, Иосиф сбился с дороги и «какой-то человек» (в чем проявился Промысел Божий!) сказал ему, что его братья со своими овцами в Дотане. Когда братья увидели Иосифа, они сначала хотели его убить, но потом, поддавшись на уговоры Рувима, бросили его в пересохший колодец. Рувим собирался впоследствии освободить Иосифа и отправить его к отцу. Но когда Рувима не было, из Галаада проходил караван Измаильтян, идущих в Египет. « … и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан». (Быт., 37, 25) и братья продали его купцам за двадцать серебряных монет, а отцу сказали,
что Иосифа растерзал дикий зверь. Купцы везли в Египет благовонные вещества,
используемые в религиозных обрядах, и вместе с ними привезли и Иосифа.
Одно это показывает то, высокое назначение, которое ожидало Иосифа в Египте.
Сейчас купцы из Галаада везли раба Иосифа в Египет, и с ним в Египет шло
благословение Господа, но пройдет четыре с лишним века, и из Мадиама в
Египет уйдет Моисей, чтобы вернуть останки Иосифа и других, живых потомков
Иакова, на землю, отданную им Богом, и принесет Египту проклятие. После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились
пред господином своим, царем Египетским. И прогневался фараон на двух
царедворцев своих, на главного виночерпия и на главного хлебодара, и отдал
их под стражу в дом начальника телохранителей, в темницу, в место, где
заключен был Иосиф. (Быт., 40, 1-2) Они были очень встревожены этими снами, но не могли истолковать их. Они сказали ему: «Нам виделись сны, а истолковать их некому». Иосиф сказал им: «Не от Бога ли истолкования? Расскажите мне». И рассказал главный виночерпий Иосифу свой сон и сказал ему: «Мне снилась вот виноградная лоза предо мною; на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону». И сказал ему Иосиф: «Вот истолкование его: три ветви – это три дня; через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием;» (Быт., 40, 8-13) Первая фраза говорит о том, что Иосиф, который вел чистую жизнь, всегда
сохранял духовную связь с Богом, всегда ощущал Его присутствие и был уверен
в Его помощи. Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо, и сказал Иосифу: «Мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых; в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы небесные клевали ее из корзины на голове моей». И отвечал Иосиф и сказал ему: «Вот истолкование его: три корзины – это три дня; через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы небесные будут клевать плоть твою с тебя». (Быт., 40, 16-19) Три корзины это три церкви, которые раздельны, несмотря на их одинаковое
духовное происхождение и единство цели. Нижняя корзина – Иудаизм, средняя
– Христианство и верхняя – церковь Возвращения. Выпечка из третьей корзины,
которую клевали птицы, означает, что многие сторонники церкви Возвращения
будут преследоваться, и она понесет большие человеческие потери. По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки; и вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике; но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки; и съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных. И проснулся фараон, и заснул опять, и снилось ему в другой раз: вот, на одном стебле поднялось семь колосьев, тучных и хороших; но вот, после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром; и пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных. И проснулся фараон и понял, что это сон. (Быт., 41, 1-8) Тогда призвал фараон всех волхвов Египта и мудрецов, но никто не смог истолковать этот сон. В это время виночерпий вспоминает об Иосифе и говорит о нем фараону. Иосифа забирают из тюрьмы, приводят в порядок и отправляют к фараону. Фараон сказал Иосифу: «Мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны». И отвечал Иосиф фараону, говоря: «Это не мое; Бог даст ответ во благо фараону». (Быт., 41, 15-16) Высокий духовный уровень, на котором находился Иосиф, и его непорочное
поведение во всех испытаниях, посланных ему свыше, обеспечивали ему близость
к Богу и помощь Его. В судьбе Иосифа проявились все обетования Бога ниспосланные
его предкам: Аврааму, Исааку и Иакову. Но чтобы они проявились, сам Иосиф
должен быть таким же непорочным перед Богом, как и его предки. И сказал Иосиф фараону: «Сон фараонов один: что Бог сделает, то он возвестил фараону. Семь коров хороших, это семь лет; и семь колосьев хороших, это семь лет: сон один; и семь коров тощих и худых, вышедших после тех, это семь лет, также и семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром, это семь лет голода. (Быт., 25-27) Ветер с востока вызывает разделение, раскол; вспомним, как «и гнал Господь
море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились
воды» для того, чтобы пропустить народ Израиля. Так и здесь, Господь разделяет
царедворцев Египта, чтобы обеспечить через Иосифа вход Иакова с потомками
в Египет, чтобы там сохранить и размножить его. Приближаются дни, - говорит Господь Бог, - когда Я пошлю на землю голод, и не только голод на пищу и воду, но и на жажду услышать слова Господние. И будут люди скитаться по стране, от Мертвого моря до Средиземного и с севера страны до востока, и будут люди бродить туда и обратно, ища слово Господа, но не найдут его. (Ам., 7, 11-12) Когда на Земле отдельные народы со своими вероисповеданиями начнут сливаться
в единое человечество, то начнет формироваться единое коллективное сознание.
Вместе с разными народами оно (сознание) обретет и набор духовных уровней,
соответствующих различным вероучениям. Но единое сознание может руководствоваться
лишь одним уровнем, который определяется господствующим духовным состоянием.
Уже в наше время мы видим, что создание коллективного сознания человечества
происходит на основе бездуховности и борьбы против всякой духовности.
Эта борьба и вызовет сначала раскол церквей, а потом их гибель. Разгром
коллективным сознанием человечества всех духовных течений будет иметь
своим следствием возникновение на их основе единого духовного течения
для всего человечества, и действия духовного человека, чьим прообразом
является Иосиф, послужат сохранению и распространению духовного наследия
человечества, в том числе и истины Возвращения. Иосиф является прообразом
основателя единого духовного учения человечества, того учения, прообраз
которого в виде реки орошал Эдем. И сказал фараон Иосифу: «Так как Бог открыл тебе все сие, то
нет столь разумного и мудрого, как ты; ты будешь над домом моим, и твоего
слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя».
(Быт., 41, 39-40) В течение первых семи лет в Египте были обильные урожаи, и Иосиф собрал
огромные запасы зерна (духовные ценности) в разных городах Египта, а еще
до наступления первого голодного года его жена Асенефа родила двух сыновей.
Первенца Иосиф назвал Манассия, а второго Ефрем. Когда настали голодные
годы, Иосиф открыл хранилища и стал продавать зерно, (стал распространять
духовную истину) и народы из стран вокруг Египта приходили и покупали
там зерно. « … но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали
меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей
жизни;» (Быт., 45, 5) Действительно, лучшего способа сохранить и размножить народ Израиля,
как обещал Господь, трудно и придумать. Около восьмидесяти лет под покровительством
Иосифа, в благоприятных условиях, в недрах могучей страны, сохраняя свою
веру и обычаи, народ Израиля сохранял основы своей духовности. «Какое ваше занятие?» Они сказали фараону: «Пастухи овец рабы
твои, и мы и отцы наши». (Быт., 47, 3) Когда Израиль почувствовал приближение смерти, он взял клятву с Иосифа, что тот похоронит его вместе с предками в семейной могиле, и Иосиф обещал сделать все, что просит отец. Вскоре Иосиф привел к Израилю своих сыновей, Манассию и Ефрема, и хотя физическое зрение было плохим, Израиль оставался великим пророком, провидящим волю Господа. Он предсказал, что младший сын Иосифа будет более велик, а его народ более многочисленным, чем народ Манассии. И сказал Израиль Иосифу: «Вот, я умираю; и Бог будет с вами
и возвратит вас в землю отцов ваших; я даю тебе, преимущественно пред
братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим
и луко моим». (Быт., 48, 21-22) Когда Всемогущий Бог изменил имя Иакова, и Иаков стал Израилем, то,
вместе с новым именем, Израиль получил и новые пророческие способности,
возможность заглянуть в далекое будущее. Если имя Иаков несет в себе личностные
исторические и духовные характеристики будущих духовных учителей не только
потомков Иакова, но и человечества, то имя Израиль связано с судьбой человечества.
Слова «послушайте Израиля» говорят о том, что пророчество дается о судьбе
потомков Иакова в среде человечества, так как Иаков находился в Египте.
Израиль по старшинству своих сыновей говорит им об их будущем. При этом
ясно, что будущее каждого из сыновей Израиля определяется, в том числе
и их прошлыми и настоящими делами. Позор, который навлек на отца Рувим,
убийство жителей Сихема, организованное Симеоном и Левием, все это скажется
на их дальнейшей судьбе и на судьбе их потомков. Иуда! Тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов
твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын
мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет
его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не
приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной
лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет
в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи [его]
от вина, и белы зубы его от молока. И заповедал он им, и сказал им: «Я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина, в пещере, которая на поле Махпела, что пред Мамре, в земле Ханаанской, которую купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения; там похоронили Авраама и Сарру, жену его, там похоронили Исаака и Ревекку, жену его; и там похоронил я Лию; это поле и пещера , которая на нем, куплена у сынов Хеттеевых». И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему. (Быт., 49, 29-33) Иосиф долго скорбел о смерти Израиля, а затем большая траурная процессия,
в которой были придворные фараона, старейшины дома фараона и Египта, все
братья и их семьи, отправилась в путь. К востоку от реки Иордан они совершили
долгую погребальную службу, выполнив все, что завещал им Израиль. Сыновья
отнесли его тело и похоронили в пещере у Махпелы. « … не бойтесь, я буду питать вас и детей ваших». (Быт., 50,
21)
Господь Бог создал человека из праха земного в шестой день, и вдохнул
СЕМЬЯ АДАМА СЕМЬЯ СИМА
|
|
На Главную | |||
Первоевангелие | |||
|
|||
Христианство | |||
Аннотация | |||
Обращение | |||
О Себе | |||